Екатерина Великая » и «детский вопрос», – в фонде Президентской библиотеки

1 июня. В 2018 гoду. трaдициoннo oтмeчaeтся Мeждунaрoдный дeнь зaщиты дeтeй. В элeктрoннoм фoндe Прeзидeнтскoй библиoтeки прeдстaвлeны мнoгиe мaтeриaлы, рaскрывaющиe oтнoшeния «oтцoв и дeтeй», прoблeмa вoспитaния и oбрaзoвaния мoлoдoгo пoкoлeния в рaзныe пeриoды истoрии Рoссии.

«Кaждый рeбeнoк рoдится нeучeным, oбязaннoсть рoдитeлeй — дaть дeтям учeниe; чeлoвeк имeeт прирoду, oдaрoвaнную блaгoм; сдeлaв ближнeму пoльзу, сaм сeбe сдeлaeшь пoльзу», – зaявилa импeрaтрицa Eкaтeринa Вeликaя. Eгo слoвa привoдит Лaврoвский H. в книгe «O пeдaгoгичeскoм знaчeнии сoчинeний Eкaтeрины Вeликoй» (1856), кoтoрый oпубликoвaн нa пoртaлe Президентской библиотеки. Многие историки сходятся во мнении, что именно Екатерину ІІможно назвать основательницей системы образования, которая существовала до начала XX века. Как отметил на торжественном собрании Одесского коммерческого школы 6 ноября 1896 года. его директор I. S. Боровский (в его языке была издана книга «Педагогические воззрения императрицы Екатерины Второй и отношение их к вопросам современного профессионального образования», Екатерина Великая «провела большой подвигов, милости не только своего времени, но и отдаленного потомства».

Будучи фактически отстраненной от воспитания своего сына Павла Петровича, она поняла, идеи воспитания и свой материнский инстинкт, заботясь о старших внуках Александре и Константине. Педагогические устремления Екатерины нашла свое воплощение в обширнейшей программы, руководства на основах либерализма, проникнутой идеями французских просветителей. Императрица была автором не только указов, инструкций и наставлений воспитателю внуков, графу И. Салтыкову, но и первых в России книжек для детского чтения. Она составила так называемую «Бабушкину азбуку» и написал много сатирических и нравоучительных произведений для детей, направленный на то, чтобы создать «новую породу людей».

«Учитывая, что была и другая идея – нужно искать общее образование специальному, и вместе с тем, обратить особое внимание на нравственное развитие юношества. В соответствии с новыми уважение, воспитание должно быть всесторонним», – сказано в историческом очерке В. Е. Романовского»Императрица Екатерина II» (1896).

Цель воспитания стало развитие всех способностей человека, физических, умственных, и, особенно, моральных. Это относилось и к царским наследникам. Александра и Константина, никогда не баловали, их быт был совсем не роскошен, «что богатство и нега не испортили детскую душу и характер». Спят они на складных армейских кроватях, твердых волосяных матрасах. Мебель в детской комнате была очень скромной, но всегда было много света и свежего воздуха. Под окнами стреляли из пушки, чтобы приучить мальчиков к резким и громким звукам. Кормили князей простой, только в строго отведенные часы. Очень важный акцент был сделан на «рабочий воспитанию»: мальчики работали в саду, изучал различные ремесла. Александр, например, два года изучал столярное ремесло. «Образование есть главнейшее средство сделать и сами люди, и среди них лучше», – утверждала Екатерина II (эти слова приведены в уже упоминавшемся истории сборнике).

Представлены на портале Президентской библиотеки в публикациях можно прочитать и о том, как «озабочивала доброе, человеколюбивое и сострадательное сердце Государыни в будущем судьба сирот и вообще детей, почему или — родители». В книге «Жизнь и деятельность императрицы Екатерины II» (1898) рассказывается такая история. Раз петербургская полиция нашла на улице ребенка, брошенного неизвестными родителями. Императрица взяла его на свое попечение. «И так, как он появился красивый и умный мальчик, это сама изъявила намерение участвовать в его образование, а когда он достиг школьного возраста, стала каждый день, чтобы отправить его в школу». Если воспитанник пришел из школы заплаканный, Екатерина посадила его себе на колени и участливо спросил о причине горя». Оказалось, что умер учитель, и его семья осталась в нищете. Императрица «приказала выдать жену три сотни рублей на погребение мужа, а детей поставить на казенный счет в одном из учебных заведений».

Екатерина Великая помогла многим сиротам и брошенным детям. По ее повелению был открыт первый в Москве, а затем в Петербурге «воспитательные дома», в которой «не только поят, кормят и одевают бесприютных сирот, но и учит доброму, приготовляют в жизни так, что, придя в возраст, они могли бы быть полезными себе и людям, и жил безбедно», – рассказывает автор книги «Жизнь и деятельность императрицы Екатерины II».

Поданный императрицей пример ухода, защиты, образования и любви к детям «не остался без подражания. И в наши дни, везде идет ему, и, таким образом, дает погибать ни в чем неповинным детям, без всякого призора, без теплой любви и нежной любви», – писали благодарные потомки еще в 1898 году.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.