Конструктивизм, рационализм, функционализм и дезурбанизм

Конструктивизм как направление в художественной культуры с особой отчетливостью заявил о себе в 20 -30-е гг. XX в. Он выдвинул на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, сделав одной из главных задач конструирование материальной среды, окружающей человека. Преобразование действительности осуществлялась путем использования новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. Согласно конструктивистским идеям, были воздвигнуты инженером. Э. Фрейсине складчатые железобетонные своды ангара в Орли под Парижем.

Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.

Ле Корбюзье (1887 — 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX века. Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры. Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г.). Он также создавал большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 — 1956).

Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Это архитектурное направление складывается практически одновременно в Германии и Нидерландах. В. Гропиус возводит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад представляет собой сплошную стеклянную стену, которая обеспечивает освещенность интерьеров. Характерные Для функционализма новые принципы архитектурной практики, такие, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. Появляются новые приемы и нормы планировки не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице и др. В городах стали «разделять» территории, выделяя особые пространства для каждой функции: деловой центр, «спальный район» и т. п. Примером функционально-рационалистического подхода к архитектуре могут служить небоскребы.

В противовес этой много в чем обездушенной индустриальной архитектуры возникают утопические направления, в частности дезурбанизм. Англичанам. Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, который пропагандирует здоровый образ жизни, но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, которая охватывает Англию, Францию, Россию.

Оппозицию авангардизму в изобразительном искусстве, и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм. В то же время ряд черт и неоклассицизма, и национальной романтики отвечали канонам модерна (например, преимущество выдумки автора над впечатлениями от натуры или присущие национальной романтике узорно-орнаментальная композиция и плоскостно-графическая манера, не предполагавшие передачу световоздушной среды).

Автор текста: Н. В. Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.