О детстве и юношестве А. С. Пушкин – исторических материалах Президентской библиотеки

6 июня. В 2018 гoду. испoлняeтся 219 лeт сo дня рoждeния Aлeксaндрa Сeргeeвичa Пушкинa – вeликoгo русскoгo пoэтa, прoзaикa, дрaмaтургa, публицистa,oснoвoпoлoжникa русскoгo рeaлистичeскoгo нaпрaвлeния в литeрaтурe и сoздaтeля сoврeмeннoгo русскoгo литeрaтурнoгo языкa.

Нa пoртaлe Прeзидeнтскoй библиoтeки мoжнo oзнaкoмиться с элeктрoннoй кoллeкции, в кoтoрую включeны цифрoвыe кoпии книг, стaтeй, aрxивныx дoкумeнтoв, aвтoрeфeрaтoв диссeртaций, изoбрaзитeльныx и другиx мaтeриaлoв, пoсвящeнныx писaтeлю.

В нaстoящee клaдeзь инфoрмaции o пoэтe – знaмeнитaя рaбoтa В. В. Вeрeсaeвa «Пушкин в жизни», сoстaвлeнный из вoспoминaний сoврeмeнникoв литeрaтoрa. Пo слoвaм aвтoрa, этoгo свoдa, сoбрaннaя нa прoтяжeнии мнoгиx лeт, выписoк из рaзличныx пeрвoистoчникoв oднoврeмeннo oбъeдинились и прeврaтились в «oригинaльнeйшую и увлeкaтeльнeйшую книгу, в кoтoрoй Пушкин встaeт сoвeршeннo кaк живoй. Действительно жив Пушкин, во всех сменах его настроений, во всех противоречиях сложного его характера, – всех мелочах его быта, его наружность, одежда, окружавшая его среда». Часть ее предназначена для детей летний писатель.

«Согласно одной сестры поэта, Пушкин был толстый, молчаливый и неповоротливый мальчик, которого нарочно заставляли ходить, и бегать, и который лучше любил оставаться дома с бабушкой. <…> На седьмом году Пушкин сделался развязнее, и прежняя неповоротливость взял на себя даже резвость и шаловливость», – приводит Вересаев словам П. И. Бартенева.

Здесь же и воспоминания Сергея Львовича, отца маленькой Саши: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. В шесть лет он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Один вечер, Ник. Мих. был у меня, сидел долго, – во все время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз. Брат поэта, Лев Сергеевич Пушкин свидетельствует: «Страсть к поэзии проявилась в его первые понятия. На восьмом году. возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало сам русский». I. K., «Грот» и далее: «Известно, что первые пробы пера Пушкина были на французском языке, который общий в то время обычаю, господствовал в доме родителей. Позднее Пушкин считал такого рода упражнения, чужой язык, до тех пор, для русской поэтической техники».

Предполагается, что мальчик оказал большое влияние две женщины: бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. «Мария Алексеевна была замечательная женщина, так и о приключениях своей жизни, сколько по здравому смыслу и опытности. Она была первой наставницей Пушкина в русском языке. Барон Дельвиг еще в лицее приходил в восторг от ее письменного слога, от ее сильной, простой русской речи», – читаем уВересаева. В сборнике историко-литературных статей «Александр Сергеевич Пушкин: его жизнь и сочинения» (1905) няне писатель посвятить следующие строки: «Родионовна принадлежала к типическим и благородным лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание. Он любил ее родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости и славы, беседовал с ней о много часов. Это объясняется еще и другим важным преимуществом Арины Родионовны: весь русский сказочный мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили от нее с языком».

Задумавшись об образовании старшего сына, родители хотели отдать его в частный иезуитский институт, но обстоятельства были так, что в 1811 году. 12-летней Пушкин прибыл на обучение в Царскосельский лицей, где мальчиков готовили службе на благо России. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с оцифрованной копией проекта Устава этого учебного заведения, а также здесь есть и копия»Грамоты, жалованной Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I».

О годах, проведенных поэтом в лицее, сообщает Я. К. Грот в книге «Пушкин, его лицейские товарищи и также» (1887). Он, в частности, отмечает: «Пушкин был любим большинство его друзей: причиною тому было несколько задорный характер и ум, который иногда разыгрывалось в счет других». Думаю также, приведенный в книге отзывов одного из воспитателей: «Больше имеет понятливости, чем памяти, больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному, почему низкой затруднение может остановить его, но не держать: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством своей пользы, желает сравниться с первыми воспитанниками».

I. K., «Грот» отмечает: «в Пушкине уже с раннего возраста, как будто таилось предчувствие краткости отмежеванного ему эпоху: он спешил и жить, и строить, как бы угадывая, что ему для жребий прославиться, наполнить мир блеском своего имени, и вдруг погибнуть полностью основные силы: очень щекотливое чувство чести много раз заставляло его риска жизнию, и в конечном итоге привело к роковой развязке. Пылкая природа его не знали меры, еще в годы его воспитания. Из рассказов его лицейских товарищей и наставников, конечно, что он, сознав свой талант, в последнее время пребывания в лицее с лихорадочным жаром предавался страсти к поэзии, день и ночь думал о строках, и даже один раз во сне сочинил два удачные стиха, которые им затем в один из тогдашних пьес».

Еще больше информации об Александре Сергеевиче Пушкине см. раздел «Биографические материалы», часть его составляют электронные копии открыток, рисунков и фотографий, изображающих поэта и людей его круга. Только сама коллекция «А. С. Пушкин (1799-1837)» имеет около 350 единиц хранения.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.