От социального реализма до кубизма

Характерным явлением в изобразительном искусстве западных стран был социальный реализм. Это движение базировалось на социально-политической основе. Социального реализма присущ критическое мнение о жизни и одновременно утверждающее реалистичное начало. Основным героем в искусстве социального реализма выступает народ.

Художники чужды романтического взгляда на мир и эстетизации реальности. События и герои кажутся такими, какие они в жизни. «Правду жизни» можно найти на полотнах француза. М. Люса, норвежца. Э. Мунка, словенца. И. Грохара. Индустриальный мир представлен в произведениях этого художественного направления, как суровая стихия, которая рождает героев. Эти идеи отчетливо прослеживаются в гравюрах англичанина Ф. Брэнгвина, картинах ирландца. П. Генри и скульптуры бельгийца К. Менье.

Гуманистические воззрения художников, ощущение драматизма социальной жизни вместе с тем находят выражение и в произведениях, которые избегают прямого, натурного воспроизведения действительности. Большое общественно-политическое значение имели такие произведения французского живописца Пабло Пикассо (1881 — 1973), как «Голубь мира» и «Герника». Они наполнены глубоким гуманистическим содержанием и полные протеста против насилия.

Во многих странах в начале XX в. модернизм объединил значительную группу течений. Во Франции вместе с тем образовалась группа живописцев, получившая название фовисты (от фр. lesfauves — дикие), а в Германии появилось общество «Мост», за членами которого закрепилось название экспрессионистов (от лат. expressio — выражение). Из живописи фовистов исключалась светотеневая моделировка формы, объемно-пространственное построение композиции и т. п. Им свойственны стихийная динамика письма, интенсивность открытого цвета, острота ритма, резкое обобщение объемов, пространства и рисунка. Одним из лидеров фовизма был Анри Матисс (1869 — 1954). В его работах «Музыка», «Танец», «Красные рыбы» четко прослеживается стремление выразить праздничную красочность мира и радость бытия. Его картины полны крупных красочных плоскостей, а условность формы и пространства подчиняется общему плоскостному и цветовому ритму.

Это искусство не ставило перед собой цель выглядеть как жизнь. Его задачей было донести до зрителя эстетические эмоции автора. Именно они, а не идеи образуют содержание полотен. Экспрессионистов объединяло эмоционально-колористическая живопись. Они объявили единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а главной целью искусства — его выражение.

Стремление к обостренному выражении эмоций, ирреалистичных образов было их характерной чертой. Немецкие экспрессионисты, которые входят в группу «Мост», создают сочную и многоцветный живопись в своих натюрмортах и пейзажах (К. Шмидт-Ротлуфф), обращаются к библейской тематике (Э. Нольде). Урбанистические мотивы характерны для живописи. Э. Л. Кирхнер, а сюжеты, связанные с соотнесением природы и человека, — отличительная черта живописи. Э. Хеккеля.

В стиле экспрессионизма может быть изображен, например, свадебный шарж. Веселые, вычурные манеры представления действительности в этом случае подходят как нельзя кстати.

В рамках экспрессионизма возникли и первые образцы абстрактного искусства (труды В. Кандинского и Ф. Марка). Экспрессионизм был присущ не только живописи, но и литературы (Г. Тракль, Г. Бен, Г. Кайзер, Ф. Верфель и др.), а также проявлялся в музыке и кино (композиторы и кинорежиссеры А. Шенберг, А. Берг, Р. Вине, Лени. П.).

Одним из направлений модернизма был кубизм, основоположником которого считается. П. Пикассо. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления окружающего мира, включая человека, могут быть изображены в виде геометрических фигур. Одной из первых работ, написанной в духе кубизма, была картина. П. Пикассо «Авиньонские девушки» (1907). Кубизм представляет собой один из способов нового понимания реальности. Его художественная практика очень разнообразна. Же Браком создаются кубические коллажи и даже вводится в живопись текст, напечатанный на бумаге. Новым было и то, что в живописные произведения стали вводить инородные материалы: стекло, опилки, песок, железо и т. п. Кубизм представляет собой пластический эксперимент, приемы которого использовались художниками на протяжении полувека.

Автор текста: Н. В. Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.