Россия и Азербайджан: художественное осмысление истории

В бaку oткрылaсь выстaвкa «1918»: всe лeтo любитeли искусствa смoгут узнaть бoльшe o рoждeнии Aзeрбaйджaнскoй дeмoкрaтичeскoй рeспубликe, пoсeтить oдин из сaмыx твoрчeскиx oблaстeй aзeрбaйджaнскoй стoлицe.

«Gazelli Art House» стoлeтиe TR рeшили oтмeтить с oсoбым твoрчeским пoдxoдoм. Извeстный aзeрбaйджaнским xудoжникaм и кaк нaчинaющим мaстeрaм, тaк и признaнным тaлaнтaм – прoбудить вдoxнoвeниe были прeдлoжeны aрxивныe мaтeриaлы из Нaциoнaльнoгo музeя истoрии Aзeрбaйджaнa и Упрaвлeния нaциoнaльнoгo aрxивa Aзeрбaйджaнскoй Рeспублики. Рeзультaт прeвзoшeл всe ожидания.

«Тема – одна для всех, и она не нейтральна, она волнует художников и как носителей этнического сознания, и просто как люди, — объяснил идею организаторов профессор Бакинского государственного университета Рена Ибрагимбекова. – В конце концов, ситуация определение демократических принципов в стране на общих гуманистических ценностей. В этих работах видна не только специфика видения проблемы – но и это, как по-разному она преломляется через призму личности. Это и является главной ценностью выставки: здесь показано глубокое небезразличие каждого к теме 100-летия Азербайджанской демократической республике».

В общей сложности в проекте были использованы 11 художников: каждый работал в своей неповторимой манере, так что выставка удивляет еще и различные работы: от лаконичных форм изображения до совершенно авангардных. Но больше всего зрителей привлекают личности начало, которое так или иначе выходит на первый план в каждой работе. Очень интересная история Гусейна Хагвердиева, который из всех предложенных архива фотографии выбрали картину «Хлопковая фабрика в Уджарах, 1958 год, потому что именно это место стало отчеты точки в своей жизни. «Гусейн родился в Уджарах в 1956 году, где в настоящее время будет в ссылке его отец, — сказал в беседе с руководителем Центра РАД Наталией Красовской супруга художника, известная азербайджанская актриса Фариза Бабаева. – Подающий надежды художник отправился на войну, попал в плен, В ГУЛАГ, затем ссылка, поражение в правах в Уджары – далеко в район с тяжелыми условиями. Он, рискуя жизнью и свободой, совершал оттуда вылазки, и вот через такие вылазки познакомился со своей женой, русской женщиной. Она влюбилась в него, и отправился с ним, в Уджары». Гусейн Хагвердиев творчески переосмыслил не только архивные материалы, но и свою биографию, показывает естественную крепкую связь истории с одной – вашей – семьи с историей всей страны. Работа Хагвердиева очень четко помогает понять феномен появления демократической республики именно в Азербайджане, где само понятие государства естественным образом основывается на принципах мультикультурализма. «Идея не спущена сверху. Она родилась пространства почвы, которая всегда была поликультурна, и разные корни дал, наконец, большой ствол ветвистого дерева, — продолжают руководить нашим выставочному залу Рена Ибрагимбекова. – Принять другого во всей палитре его неповторимых черт возьми, на все своей полноте очень характерно Азербайджану. В одной семье могло бы случиться так, что один исповедовал зороастризм, второй был христианин, третий иудеем, четвертый был мусульманином, а пять не верил ни во что. Но это не помешало всем вместе жить в одной семье и любить друг друга. Так было и так осталось до сегодняшнего дня. И кстати – по тому же принципу всегда складывались отношения Азербайджана с Россией».

Очень высоко оценил в этой связи выставку «Gazelli Art House» депутат Государственной Думы, руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев. «Творческих работ, представленных на этой выставке, четко видна связь между Россией и Азербайджаном, а это, как политические, экономические, культурные контакты, так и очень личностные, горизонтальные, которые прослеживаются в истории семей. Мы близки не только географически – мы всегда близко, еще и духовно», — сказал парламентарий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.