Скульптурный пластилин

Плaстилин, тoчнee сoстaв, пoxoжий нa плaстилин, впeрвыe упoминaeтся в XVI в. в Джoрджo Вaзaри в « Жизнeoписaнияx нaибoлee знaмeнитыx живoписцeв, вaятeлeй и зoдчиx». Пo ширoтe примeнeния в скульптурe плaстилин зaнимaeт втoрoe мeстo пoслe глины. Eгo плaстичeскиe свoйствa нeскoлькo oтличaются oт глины, чтo дaeт скульптoру дoпoлнитeльныe вoзмoжнoсти для сaмoвырaжeния. Физичeскиe свoйствa, eгo твeрдoсть, плoтнoсть, цвeт, зaдaются плaстилину oдин рaз — при изгoтoвлeнии. Тoлькo вo врeмя рaбoты oн стaнoвится чуть мягчe oт тeплa рук скульптoрa. В силу тoгo, чтo плaстилин — бoлee жeсткий мaтeриaл, чeм глинa, oн примeняeтся для выпoлнeния нeбoльшoй стaнкoвoй скульптуры: миниaтюр, мeдaлeй, жaнрoвыx кoмпoзиций, мaсштaбныx эскизoв бoльшиx скульптур, рaбoчиx мaкeтoв скульптурнo — aрxитeктурныx кoмпoзиций, фoрмoвoчнoй лeпнины для изгoтoвлeния нeбoльшиx гипсoвыx дeтaлeй пoд рoспись пoтoлкoв. Oт глины плaстилин oтличaeтся тeм, чтo нe сoxнeт, сoxрaняя пластичность и плотность. Поэтому он находит применение там, где требуется тонкая и четкая моделировка формы. Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т. е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

Пластилин состоит из пчелиного воска, всевозможных наполнителей и пластификаторов. Вместо пчелиного воска нередко используют горный воск — озокерит. В качестве наполнителей используются порошки сухой глины, серы, тальк. В XIX в. пластилин изготавливали из воска и канифоли (на 1 кг воска 0,5 кг канифоли), расплавленных в оливковом масле. От количества масла зависит его мягкость. Для цвета добавляли необходимые пигменты. Позже были разработаны и другие рецепты из более доступных компонентов. Например, восково — глиняный, восково — серный, озокерито — каолиновый.

Способ приготовления всех пластилинов, в принципе, одинаковый. В расплавленный воск или озокерит добавляют тонко промолотую глину или серу и порошковый пигмент и все тщательно перемешивают. Полученную массу выливают тонким слоем на мокрую мешковину или толстую полиэтиленовую пленку и охлаждают. Остывшую массу пропускают через мясорубку, чтобы размельчить осевшие в расплаве комочки непромешанной глины и пигмента. Следующий этап — придание необходимых пластических свойств. Полученный состав расплавляют, для мягкости добавляют машинное масло или технический вазелин, для твердости — картофельную муку или тальк. Тщательно перемешанную смесь выливают (см. выше), охлаждают и пробуют на мягкость, плотность, податливость.

Во всех случаях соотношения компонентов при приготовлении пластилина зависят от конкретных требований, предъявляемых скульптором к его пластическим свойствам.

Кроме описанных составов пластилина, который подготавливают сами скульпторы, этот материал до недавнего времени выпускался Подольским комбинатом Художественного фонда и заводом художественных красок в Санкт — Петербурге.

На сегодняшний день наиболее подходящими для скульптурных работ считаются пластилины, выпускаемые ОАО «Гамма» и АОЗТ «Ленстройкерамика».

Многие молодые скульпторы, чтобы облегчить работу с пластилином, сначала разогревают его в горячей воде или кладут на горячие нагревательные приборы. И на протяжении всего сеанса держат запас горячего, очень мягкого пластилина. Конечно, с горячим пластилином работать намного легче. По пластическим свойствам он приближается к глине и позволяет клеить большими массами. Но такой длительный нагрев отрицательно влияет на пластификаторы, которые входят в его состав. При многократном длительном нагревании, компоненты, «отвечающих» за мягкость, постепенно исчезают. С каждым разом пластилин становится тверже и тверже, а потом ломким, непригодным для работы. Чтобы восстановить его пластические свойства, приходится переплавлять его и добавлять пластификаторы. Пластилин, так же как и глина, аморфный материал, и чтобы скульптура сохраняла свою форму, нужен каркас, при изготовлении которого следует учитывать особенности химического состава пластилина. Жирные кислоты, содержащиеся в его компонентах, разрушают медь и сплавы на медной основе. Поэтому не рекомендуется использовать медную или латунную проволоку. Для этой цели рекомендуется алюминиевая или отожженная железная проволока.

Тестирование пластилина

По просьбе издательского дома «Гамма», редакций журналов «Художественный Совет» и «Деко» студентами 2 — го курса факультета скульптуры МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская профессора А. И. Рукавишникова), учебным мастером — форматором факультета скульптуры М. В. Медведевым и мной, автором этих строк, были проведены сравнительные испытания скульптурного пластилина отечественных фирм — производителей В качестве испытуемых образцов были взяты:

1) Пластилин скульптурный АОЗТ «Ленстройкерамика»;

2) Пластилин скульптурный оливковый ОАО «Гамма»;

3) Настоящий скульптурный пластилин ЗАО «НПП «ПОЛИОНП».

По регламенту тестирования, каждому из 10 студентов, которые согласились участвовать в испытаниях, было выдано равное количество пластилина перечисленных сортов и поставлена задача в течение месяца клеить курсовые задания (эскизы композиций, этюды, медали). Ученики должны были определить, какой пластилин по своим пластическим и физическим качествам лучше подходит для тех или иных видов скульптурных работ и технике лепки.

Результаты тестирования (этюды, эскизы, композиции, плакетки, медали) были показаны на экзаменационном просмотре и получили положительные оценки профессорско — преподавательского состава факультета скульптуры. Кроме этого с каждым студентом, которые принимали участие в испытаниях, проводилась индивидуальная беседа с целью выявить плюсы и минусы каждого материала. Студентам нужно было дать оценку каждому виду пластилина по следующим позициям: пластичность — возможность клеить как можно большими объемами; твердость — рабочее, теплое состояние при разминании руками; клейкость — способность кусков с разной температурой склеиваются между собой; липкость (до рук и инструментов); цвет, фотогеничность; запах; сохранность формы; сальность — вытапливаемость пластификаторов на поверхности при длительном хранении; для каких видов скульптурных работ подходит. М. В. Медведевым проведен ряд технических испытаний по реакции пластилинов на различные химические соединения, которые применяются при формовке скульптуры. Это реакция на различные лаки и смазки, кремнийорганические соединения, резкий перепад температур (замораживание и оттаивание) при формовке скульптуры способом клеевой формы.

Получены следующие результаты.

«Пластилин скульптурный» производства АОЗТ «Ленстройкерамика»

Упаковка — прямоугольный брикет весом 1 кг Цвет серый. По мнению 8 из 10 опрошенных, этот пластилин средней пластичности, ближе к мягкому. При дополнительном подогреве позволяет клеить большими массами. Возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии хорошо мнется руками, хотя иногда (в трех случаях из 10) требовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Он в основном хорошо приклеивается к холодному пластилину, только дважды снова наложен кусок отлипал от скульптуры, когда он сдергивался стекой — петлей при выравнивании поверхности. До рук и инструментов практически не прилипал (9 случаев из 10), это случалось только при искусственном перегреве. В начале работы холодной металлической стекой — петлей по холодному пластилину оставались белесые следы: пластилин задирался, но стоило стеке нагреться от тепла рук, и фактура полностью соответствовала задуманной. Пластилин приятного ровного серого цвета. При смешивании с кусков разных брикетов и брикетов даже из разных партий цветовых различий не выявлено. Скульптура получается ровного цвета с светотенями одинаковой силы. Это очень важно при фотосъемке эскизов и проектов будущих скульптурных произведений, фотографии и эскизов представляются на суд непрофессионалам.

При вскрытии нового брикета является легкий запах канифоли, но в процессе работы он практически исчезал или к нему привыкали. Во всяком случае, ни у кого из студентов жалоб из — за этого пластилина не было.

Пластилин хорошо сохранял форму при комнатной температуре (18 — 22°С). В условиях длительного повышения температуры до 30°С (когда студенты оставляли свои эскизы на полке в мастерской на все лето) на поверхности выступала тонкая глянцевая пленка пластификаторов. Скульптуры, сделанные без каркаса, оседали и оплывали. Это не мешало пустить высаленный пластилин в дальнейшую работу. Его нужно подогревать и хорошо перемешивать.

Особое внимание нужно уделить подготовке скульптуры из этого пластилина к формовке. Поверхность хорошо держит нанесение спиртового шеллака в несколько слоев. При этом происходит упрочнение, цементация поверхности пластилина. В то же время нитролаки слегка растворяют его поверхность. Это касается и смазок. Лучше использовать мыльно — масляную смазку, так как керосиностеариновая растворяет поверхность. Такие предосторожности, необходимые при изготовлении клеевой формы. Требуется также дополнительная фиксация поверхности скульптуры, так как желатиновый клей заливается в кожух при температуре около 50°С. Скульптура перед заливкой клея замораживается в холодильнике или зимой на улице. После такого термоудара пластилин становится ломким. Это нужно учитывать при снятии остывшего клеевого слоя с модели. Из этого пластилина снимать клеевую форму не рекомендуется. Пластилин абсолютно нейтральный к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин пригоден для любых видов скульптурных работ, кроме медальерных и миниатюрно — ювелирных, где нужны филигранная точность и четкость линий и форм. Для таких работ он недостаточно тверд.

По результатам проведенных испытаний этот пластилин оценен на твердую «четверку».

«Пластилин скульптурный оливковый», который выпускается ОАО «Гамма»

Упаковка — прямоугольный брикет весом 1 кг оливковый Цвет разных оттенков.

По мнению 9 из 10 опрошенных, пластилин средней пластичности, ближе к твердому. Но твердость во всех брикетов разная. При дополнительном подогреве позволяет клеить большими массами. В горячем виде возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии мнется руками, хотя бы в случаях с 10 потребовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Холодный пластилин с трудом режется ножом. Приклеивается к холодному пластилину, но вновь наносимый слой нужно вмазывать в предыдущий. После такой подготовки сдергивания практически не происходило, за исключением двух случаев. Пластилин прилипал к рукам и инструментов только при искусственном перегреве, когда нужно было быстро проложить большие массы материала.

При работе стеками задиров и белесых следов не возникало. Цвет подавляющего большинства студентов не понравился (9 из 10), тем более что каждый брикет имеет свой оттенок. Перед работой приходится подбирать брикеты по цвету или переплавлять разноцветные, чтобы получить единый цвет всего пластилина, иначе скульптура становится пятнисто — полосатой, а при ее фотосъемке получается брак. Пожелание производителю — приблизить цвет к цвету скульптурной глины. Во время работы пластилин источал смесь запахов скипидара и машинного масла. У одного студента этот аромат вызвал аллергическую реакцию.

Пластилин отлично сохраняет форму как при комнатной температуре, так и в летнюю жару (30 — 35°С). Появления пластификаторов не наблюдалось, оплывания форм и осадки — тоже.

При формовочных работах можно использовать спиртовые и нитролаки, а из смазок все, кроме керосиностеариновой. Перед снятием клеевой формы скульптуру из этого пластилина рекомендуется охладить. Пластилин абсолютно нейтральный к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды на основе силикона можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин универсальный, но в каждом виде работ нужен свой подход к этому материалу. При «сочной» и красочной лепке его нужно нагревать в горячей воде, а при лепке миниатюры, чтобы добиться тонкой детализации и проработки формы, охлаждать. Если бы не отдельные недостатки, такие как разница цвета и твердости брикетов в одной коробке, этому пластилину можно было бы поставить оценку «отлично» (5 из 10 опрошенных), а так только «хорошо».

«Настоящий скульптурный пластилин» производства ЗАО «НПП «ПОЛИОНП»

Удобная упаковка: пластилин нарезанный на пластины по 200 г. и изложены в блоки по 2 и 4 пластины, блоки по 400 и 800 г, цвет черный. Пластилин мягкий. Легко мнется руками. Поэтому им можно работать, как с глиной. Он не требовал предварительного подогрева в 7 случаях из 10). Отдельные куски хорошо слепливаются в монолит. Отрыва кусков не наблюдалось. Пластилин пригоден для лепки руками. Пластилиновая масса темно — серого цвета. Разницы оттенков в разных брикетах не обнаружено. Темный цвет доставляет некоторое неудобство: не видно игры светотени на скульптуры. При ярком освещении появляются блики, ломающие форму и которые затрудняют фотосъемку.

Запах нареканий не вызвал, 8 студентов отметили: «Пахнет, но ненавязчиво».

Пластилин хорошо держит форму.

При снятии форм с этого пластилина желательно использовать спиртовой шеллак и мыльно — масляную смазку. Клеевую форму делать не рекомендуется из — за слишком высокой для этого пластилина температуры клея. С силиконами и полимерными формовочными смесями не вступает в реакцию. По чистому пластилину можно снимать и гипсовую форму. По общему мнению испытателей, этот пластилин предназначен для лепки в сочной, красочной манере, где движение мазка по форме имеет основное значение. Пластилин заслуживает твердую оценку «хорошо».

Ни один из тестируемых материалов не получил высшей оценки, не потому, что испытатели были очень придирчивыми или жесткими, а потому, что у каждого пластилина есть свои недостатки. Скульптору во время работы с этими материалами приходится думать не о том, что он хочет выразить, а о том, как приспособиться к материалу, что нужно с ним сделать, чтобы он стал послушным. В идеале скульптор должен брать пластилин и работать, творить, а материал — безропотно подчиняться руке или инструмента. Складывается такое впечатление, что ни один из производителей не интересовался у потребителей, пластилин и с какими свойствами им нужен. На протяжении почти 10 лет я являюсь руководителем лаборатории техники и технологии скульптурных материалов, и это первое обращение к нам с просьбой о тестировании материалов. Надеюсь, что критические замечания и критические отзывы, высказанные в этой статье, помогут фирмам — производителям улучшить качество выпускаемых ими материалов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.